Иван Снегирев. ВЗГЛЯД НА ПРАВОСЛАВНОЕ ИКОНОПИСАНИЕ. /Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв/

Яндекс.Метрика

Иван Снегирев. ВЗГЛЯД НА ПРАВОСЛАВНОЕ ИКОНОПИСАНИЕ. /Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв/

ВЫШЕ НАЗАД СОДЕРЖАНИЕ ДАЛЕЕ ВЗГЛЯД НА ПРАВОСЛАВНОЕ ИКОНОПИСАНИЕ. Иван Снегирев.

Из сборника "Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология."

Церковная живопись, или иконопись, внушаемая духом веры христианской и возникшая во времена апостольские, достойна внимания и исследования не по одной только художественной части, но и по внутренней ее связи с догматами, таинствами и священнодействиями православной восточной Церкви, по влиянию на религиозную жизнь русского народа. Под ее священным знаменем столько веков идет русская народность по пути своего умственного и нравственного образования. «Икона для русского народа,-по выражению Стэнлиа,- то же, что Библия для реформата».

Источники нашей иконописи-история и предание. Содержание свое она заимствует из св. Писания, из деяний св. соборов, из отеческих книг и житейников; а образцы из Подлинников, о которых скажем впоследствии. Древнейшие образцы этой иконописи на Востоке более соответствуют духу христианства, чем на Западе произвольные вымыслы художников, которые с XIV по XV век стали уклоняться от этих образцов, от истории и предания. Гоняясь за естественностью и красотой, предпочитая чувственное духовному, они давали лицам древним окраску своей страны, своего века и своего вкуса; между тем как греко-русская иконопись отличалась от их произведений своим содержанием и целью, своеобразным пошибом, завещанным ей православной восточной Церковью.

В недра свои она приняла и себе усвоила иконописание с целью впечатлевать в уме и памяти верующих дела Божий и святых Божиих, олицетворять догматы и таинства Церкви; живым и наглядным изображением предметов верования она возбуждает к ним благоговейные чувствования. Лики Святых, как молитвенников за нас, служат нам и напоминанием об их христианских добродетелях и побуждением к подражанию им. «Иконопись, говорит св. Григорий Нисский,- есть грамота для неграмотных». В этом смысле «св. иконы суть книги, написанные, вместо букв, лицами и вещами; в них неграмотные усматривают то, чему должны по вере следовать; из них они учатся»1. Для такой-то цели VII Вселенский собор подтвердил: иметь в храмах лики Спасителя, Божьей Матери и других Святых. Сего предписания неуклонно держится наша отечественная Церковь. Вслед за торжеством православия и иконопочитания в христианском мире, Русь приняла от православной Греции христианскую веру, а с нею иконопочитание и благодать чудотворения от св. икон.

1 О иконописании (преосвящ. Анатолия). М., 1845 г. в 8°.

Имея в виду обозрение иконописи на святой Руси, известных иконописцев и замечательных их произведений, сперва коснемся значения св. икон в жизни церковной и народной по отношению к вере и благочестию.

В православной Церкви, содержащей иконопочитание как догмат, чествуют между прочим св. иконы чудотворные и явленные. Преимущественно ознаменованные чудесами и, по вере молящихся, чудодействующие, именуются чудотворными. В них Бог, «дивный во святых Своих», становится для нас присущ уже не в одном изображении, а можно сказать, в животворящей силе. Хотя Он присущ Своей силою всем священным иконам; но некоторые избирает для Себя особенными орудиями, дабы вера смертных, вековыми от них чудотворениями возбуждаемая, могла вполне раскрываться и утверждаться; а где вера, там и чудеса2. Много бы нам здесь надлежало привести примеров тому из летописей христианства, но ограничимся только некоторыми, более к нам близкими, из отечественного бытописания, которое ясно доказывает, что в чудотворных иконах история спасения нашего отечества. Икона Страшного суда обратила великого князя Владимира и с ним всю Русь от идолов к Богу истинному; икона Спасителя дала Андрею Боголюбскому победу над болгарами3; икона Знамения Божией Матери защитила беззащитный Новгород; Владимирская икона Божией Матери обратила вспять Тамерлана с его полчищем; Казанская икона Божией Матери избавила царствующий град Москву от плена польско-литовского, и в то же время среди отчаянной битвы русских дружин с вражьими полчищами под стенами Москвы, имя и образ преподобного Сергия «охрабрили» первых и увенчали их победою4.

2 В Ключе к истории Государства Российского Карамзина, состав. Г. Строевым, указанные им чудеса названы мнимыми?!

3 См. ниже о местной иконе Спасителя в Моск. Успенском соборе, взятой из Владимира.

4 См. слово в неделю Православия, Преосв.чщ. Иннокентия Борисова. М., 1846 г.

При этом нельзя не заметить, что к чудотворным иконам, по древнему обычаю, присоединяются и обетные привески, как свидетельства чудесных исцелений по вере молящихся. Получал ли кто исцеление от болезни головы, глаз, рук, ног, привешивал к образу их изображения, сделанные из золота и серебра. Древнейший тому пример видим в св. Иоанне Дамаскине. Этому ревнителю веры и благочестия, поборнику иконопочитания враги отрубили кисть правой руки, столь много послужившей писаниями православию; он велел привязать отрубленную свою кисть к руке своей убрусом от образа Божией Матери, и она чудесно срослась. В память этого он сделал из серебра руку и привесил ее к св. иконе, которая оттого и называется Троеручицей5. Но что всего удивительнее, язычник Батый, неистовый гонитель христиан, в 1337 г., вследствие испытанного им чуда, привесил в рязанском Богословском монастыре к образу св. Иоанна Богослова свою золотую печать, в прошлом столетии употребленную настоятелем на позолоту водосвятной чаши6. Сколько было на чудотворных иконах в одном Московском Успенском соборе древних обетных привесок7! Но они, по указу Петра I в 1722 году апреля 20, сняты и отосланы в С.-Петербург для разбора.

5 Исторические очерки русской народной словесности Ф. Буслаева, т. II. СПб., 1861 г., с. 123.

6 В жалованной патриаршей грамоте 1692 г. сказано: «Быв оный христианского рода несносный враг (Батый) в пределах рязанских явлением св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова прииде от дерзкомысленного своего суровства в пристрашие и прибегши во обитель к пречестному и святому его образу, приложил зде и печать свою златую, и тем его святым явлением починися преславному жительству многонадежное и безбедное от них врагов защищение. О том чудном происшествии, открывшемся заступленном всехвального наперсника Господня, и доныне сие во всем народе явленно извествуется».

7 Опись Моск. Успенского собора 1627 г., составленная по указу Патриарха Филарета Князем Лукою Осип. Щербатовым. В Государствен, архиве старых дел при Сенате, рукоп. в 4.

Что же касается до явленных икон, то под этим названием известны чудесно обретенные, по особенному устроению Промысла Божия, который нередко сам являл верующим иконы, неизвестной рукою написанные8. Таковы небошественная Тихвинская икона Божией Матери в Тихвине, св. Никола Явленный в Новгороде и многие другие, которые причисляются к чудотворным, потому что явление их ознаменовано чудесами. В церковных богослужебных книгах они вообще называются явлением.

8 О святых чудотвор. иконах в Церкви христианской, соч. магистра Богословия Д. Сослана. СПб., 1833 г. в 8°.

В церковной истории и в преданиях еще упоминается о само-написанных, само-изображенных иконах. В Лидийском храме, сооруженном Апостолами, над северными вратами на столпе изобразился не руками человеческими, но Божественною силою лик Богоматери с Предвечным Младенцем. Когда Апостолы призывали Богоматерь на освящение храма, она отвечала: «идите, дети, и я с вами там буду». Там они с великой радостью увидели ее изображение на столпе. Затем явилась туда и сама Богоматерь и, узрев свое изображение, сказала: «благодать и сила моя да будет с ним»! Сколько ни старался Юлиан-отступник истребить это изображение, но оно оставалось невредимым9. Четья-Минея нам свидетельствует о самоизображенной иконе Богоматери в Киево-Печерской церкви. Так в Москве предание выдает за самонаписанные иконы: Спасителя на внешней южной стене в паперти Благовещенского собора и Благовещения Божией Матери в церкви на Житном дворе.

9 De Russorum et Moscovitarum et Tartarorum religione. B. D. an. 1582, in 4°, p. 128-129. См. в Каноне явления Казанский Божия Матери, седален, после 3 песни: «Божественного Слова Апостоли, Евангелия Христова велегласно вселенныя благовестницы, божественную церковь создавшие, в пресвятое твое имя. Богородице, и к тебе, Госпоже, приходят моляще тя прийти на тоя освещение. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром, и аз с вами тамо есмь. Они же шедше обретают тамо на стене церкве твоего образа подобие, божественною писано силою, шаровными подобии, и видевше, поклонишася ти, и прославиша Бога».

По занимаемому св. иконами месту, они - храмовые, или вообще принадлежащие церкви, домовные, градские, полковые и корабельные.

1. В церквах главное вместилище для св. икон есть предалтарный иконостас; в летописях наших он называется и кивотом и деисусом от греческого слова δεησις, моление. Полный иконостас, олицетворяющий торжествующую небесную Церковь, кроме храмового и местных образов, обыкновенно состоит из четырех поясов, где помещаются праздники Господские, ликостояния Апостолов, Пророков и Праотцов; в средине их иконы Бога Отца с исходящим от Него Св. Духом, Бога Сына в Силах, на престоле славы, и Божией Матери с изображением на персях Ее Богомладенца Иисуса, именуемой Знамением. Деисусом также называется изображение Иисуса Христа с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечею, нередко поставляемое над царскими вратами. Доселе еще ведется на Руси в селах, несмотря на неоднократные запрещения указами10, ставить в трапезе на полках у стен домовые иконы, пред которыми, при зажженной свечке, поселяне любят молиться.

10 Указ 1723 года, января 1-го дня, о иконах домовных, в церквах поставляемых.

2. Так как жилище христианина есть домашняя церковь, то освящением и святолепным украшением ему служат св. иконы, или так называемое народом Божие милосердие. Сильвестров Домострой изображает нам, как в XVI веке, ему современном, и конечно еще и прежде, украшали дома св. ликами и с каким благоговением их чествовали. «В дому своем,- говорит он,- всякому христианину во всякой храмине святые и честные образы, написаны на иконах по существу, ставити на стенах, устроив благолепно со всяким украшением и со светильники, в них же свещи пред святыми образы, возжигаются на всяком славословии Божий, и по отпении, погашают, завесою закрываются всякие ради нечистоты и от пыли, благочиния ради и брежения, а завсегда чистым крылышком ометати и мягкою губкою вытирати их, и храм тот чист держати всегда, а к св. образам касатися достойным, в чистой совести, и на славословии Божий и в святом пении и молитве, свечи вжигати и кадити благовонном ладоном и фимиамом, а образы святые поставляются иже в начале, по чину, свято почитаемы суть имены преже-реченными; в молитвах и во бдениях и в поклонах и во всяком славословии Божий, всегда почитати их; со слезами и с рыданием и сокрушенным сердцем исповедаяся о своих согрешениях, просяще отпущения грехов»11. Таковой благочестивый обычай отчасти и доныне сохраняется, но более в среднем сословии. Святые иконы обыкновенно ставятся в переднем углу каждого покоя, также над крыльцами и воротами, как бы в исповедание веры и в отличие от жилищ иноверных. Выходя из дому и входя, молятся пред этими святынями о сохранении жилища и о благословении свыше входов и исходов. Несмотря на разные причудливые переделки старых домов, еще уцелели в Москве немногие, у которых на воротах и даже на стенах киоты с св. иконами. Укажем на известные нам: в Охотном ряду нагостинице Лондон (бывшем доме Годунова) большой образ Спасителя с предстоящими; в Егорьевском переулке Белого города на доме г. Горностаева такой же величины икона Знамения Божией Матери; над въездными воротами дома г. Сорокина, бывшей суконной фабрики; на берегу Москвы-реки, у Каменного моста икона Спаса Нерукотворного, в которую, как бы в цель, стреляли из ружей неприятели в 1812 году, но пули не коснулись божественного лика и засели только вокруг его на полях доски. Пред такими настенными и надворотными иконами теплятся в фонаре лампады. Это драгоценный остаток старого быта и обычая. В городах, селениях и на перекрестках дорог в часовнях исстари поставляются св. иконы и кресты для поклонения проходящих. В царских палатах, в боярских и купеческих домах находились образные, молельни, крестовые, куда уединялись на молитву утром и вечером. Там хранились при иконостасе разные святыни: мощи, богоявленская и иорданская водаб, крещенские и венчальные свечи, артосв и просфоры, ладон и проч. Но теперь мода изгнала из жилищ православных такие святыни; украшенные золотом и серебром, жемчугами и драгоценными каменьями праотеческие иконы, прославленные в семействах чудесами, сопутствовавшие предкам в битвах и походах, избавлявшие их от очевидной погибели, уступили место барельефам из языческого мира и картинам, приманчивым для чувственности, или перешли в меняльные лавки, или скрыты в кладовых. Но, благодарение Богу, еще не перевелись дома, которые хранят святые обычаи отечественной старины и соблюдают заветные иконы отцов своих как святыни благословения родительского, и пред ними не угасает лампада молитвы и веры. В родовых иконах история многих знаменитых фамилий; в именах святых имена предков, которыми славятся их потомки.

11 Домострой Благовещенского попа Сильвестра, изд. Д. Голохвастова. М., 1849, в 8 . гл. VIII.

Из царских дворцов и боярских палат перейдем в крестьянскую избу; там в ее переднем, святом углу занимает почетное место божница с св. крестами и иконами, которые поселянин, по простоте своей и неведению, иногда называет богами. Здесь домашний его жертвенник, пред которым он возносит свои молитвы, изрекает задушевные обеты. Здесь благословляется он к брачному венцу, здесь ставится свадебная трапеза, здесь одр для умирающего и гроб для усопшего. Закладка дома на пепелище или на новом месте делается пред св. образами, с хлебом и солью; с ними же вступают хозяева на свое новоселье. Случится ли в доме пожар, прежде всего выносят и спасают Божие милосердие; потом обносят вокруг дома св. икону, особенно Неопалимые Купины, и держат ее против сильного напора ветра. Сколько было случаев, что живая вера «угашала пламень огненный», давая противное направление ветру! В самом выражении общенародном выменять образ, вместо купить, проявляется опасение смешать предмет благоговения с пошлыми вещами домашнего обихода. Обветшает ли он от времени, изгладится ли его лик, его пускают на воду12. Присутствие святыни в доме поддерживало нравственный в нем порядок и благочиние, которое не осмеливались нарушать при таких свидетелях. Если же в доме начинались ссоры, буйство и бесчиние, то говорили, и ныне говорят: оттуда хоть святых вон понеси, т.е. образа; это значит, что дом становится недостойным присутствия в нем святыни и обитающей в ней благодати.

12 Об этом также упоминает англичанин Самуил Колленс, врач царя Алексея Михайловича, в книге своей: The present state of Russia. London, 1671, in 8°, c.v.

Сопутствуя православному христианину от его рождения до смерти, св. икона имела неотразимое влияние на дух его во всех важнейших обстоятельствах его жизни. Родится ли в семействе младенец, в меру возраста его писали образ тезоименитого ему святого. Такие родимые, мерные иконы можно видеть над царскими гробницами в московском Архангельском соборе и в некоторых домах, не оставляющих праотеческого благочестивого обычая. Хочет ли кто сочетаться браком,- родители или посаженый отец благословляют его образом, с которым он отпускается в церковь на бракосочетание и с ним же сопровождается в дом, где отец или мать, или близкие родные встречают новобрачных с образом же, с хлебом и солью, символом благословенного изобилия в доме. В росписях приданому первое место занимает Божие милосердие, которым родители наделяют дочь свою в замужество. Умирает ли кто, в изголовье его зажигается свеча пред образом. При выносе усопшего в церковь для отпевания, а на кладбище для погребения предшествует ему св. икона, которая иногда осеняет самое надгробие, подобно надмогильному кресту, и когда живые покидают отжившего, она его не оставляет, охраняя, как верный страж, его могилу и день и ночь. На некоторых надгробных памятниках и в наше время, по усердию родных, теплится неугасимая лампада пред надгробной иконой. Но это не новое, а велось из глубокой старины, только не на кладбищах, но в церквах и усыпальницах, или подцерковьях13. Выносные и поставные иконы ставились на святительских, княжеских и царских гробницах; пред ними теплились неугасимые свечи. Из русских грамот XIV и XV веков очевидна благочестивая забота почтительных потомков о том, чтобы «память родителей не перестала и свеча их на гробах родительских не угасла». При этом не можем здесь выпустить из виду свидетельства летописей о благоговении к святыне отцовских могил. Киевский князь Ростислав, по смерти отца своего, раздав все свое имение по монастырям, церквам, затворам и нищим, оставил себе только честный крест родителя и столько денег, чем свечу его подбети, т. е. поддержать14. Ипатьевская летопись, под 1288 годом, повествует нам: «посол Льва, епископ перемышльский Мемнон говорит князю Владимиру Васильевичу: «Брат ти, господине, молвит: старый твой (дядя) Данило король, а мой отец лежит в Холме у святые Богородицы и сынове его братья моа и твоа Роман и Шварно и всих кости туто лежат, а ныне, брате, слышал твою немочь великую, а бы ты, брат мой, не изгасил свече над гробом стрыя своего и братьи своей, а бы дал город твой Берестий, то бы твоя свеща была». Такие надгробные, заупокойные свечи горели пред поставными образами на гробницах.

13 Но кто из православных узнает могилу православного на кладбище и даже в некоторых церквах, когда в надгробном памятнике увидит вместо креста и образа роскошное изваяние языческих истуканов: Сатурна с всесокрушающею косою, Минерву с ее символами, Ниобу, Граций, Гения, угашающего светоч жизни, Амуров и т.д.?

14 Ипат. летопись под 1154 годом, с. 16.

Родители, пред кончиною своей, благословляют детей той же иконой, какою благословляли их предки. Преимущественно доставаясь во владение старшему в роде, она составляла наследственную святыню. Такая заветная икона бывала посредницей в семейных спорах, обличительницей неправды, свидетельницей обетов и условий. Теплая вера в силу родительского благословения подкрепляла, одушевляла и руководила детей в жизни. Непредвиденное спасение от угрожавшей напасти, исполнение благих желаний или неожиданное благополучие увековечивались написанием образа во имя того святого, к помощи которого прибегали в молитвах. Это образа обетные. 3. По исконному, благочестивому обычаю на святой Руси, городские ворота, даже иногда башни и бойницы, осеняемы были св. иконами, от которых первые принимали свое прозвание. Так от образов: Спасителя наименованы в Москве Спасские ворота, от Св. Троицы - Троицкие, от св. Николая - Никольские, от св. пророка Ильи - Ильинские и проч.15. То же самое найдем и в других русских городах. Но с XVIII века уже видим в общественных зданиях отступление от такого обычая. Красные ворота, сооруженные в память коронования Императрицы Елисаветы Петровны в 1742 году, осенены не св. иконою, но статуей Славы, а триумфальные Тверские ворота, воздвигнутые императором Николаем в память изгнания врагов в 1812 году - изваянием Феба на четырехконной колеснице. Св. икона была бы здесь и неуместной среди мифических и символических фигур из языческого мира.

15 Но, к сожалению, на Воскресенских нет того образа, по которому они именуются, хотя и видно место, где он прежде стоял.

В древности на городских торжищах стояли св. иконы, особливо св. Параскевы-Пятницы, покровительницы торговли. В Новгороде, в XII веке, при церкви св. Иоанна Предтечи на Петрятине дворе были весы, меры и торговый суд с тремя старостами от житьих людей, с тысяцким от черных, двумя старостами от купцов, которые сидели в торговом суде, заправляли торговыми и гостинными делами. Торжище в Смоленске находилось у Смоленской Богородицы на горе. На торгу выставлялась св. икона, избранная покровительницей ему, или в часовне, или в киоте. Не отсюда ли ведет свое начало на Москве благочестивый обычай иметь в каждом купеческом ряду общую св. икону, пред которой от всего ряда теплится лампада и служат молебны с водоосвящением, особенно с 1831 холерного года?

16 См. грамоту Всеволода Мстиславича в Русск. достопамятностях, изд. Общества Ист. и Др. Росс., часть 1-я, 77-79. М., 1816, в 8°.

Не только частные люди, но самые государства, города и области имели особые иконы Господа и Святых своими покровителями и заступниками: так в Киеве - Печерская Божия Матерь, в Новгороде - София, в Покрове - Троица, во Владимире Кляземском - Боголюбская Божия Матерь, в Смоленске- Смоленская Божия Матерь, в Москве - Владимирская, в С.-Петербурге - Казанская и т.д. Это местные святыни, охранительницы и как бы представительницы государства, народа, общины. В летописях нередко встречаются нам символические выражения: «постоять за св. Софию» вместо за великий Новгород, «за дом Пресвятые Богородицы» вместо за Успенский собор и Москву17. Как в древние, так и средние века известен обычай вывозить из завоеванных городов святыни, равно досточтимые для победителей и побежденных. Первые, отнимая у последних покровителей, обрекали покоренных силою оружия жребию войны. Таковы обычаи, освященные незапамятной давностью! Им следовали и державцы русской земли. С покорением Московскому Государству и с присоединением к нему разных областей и городов московские Государи в первопрестольном храме своей столицы совмещали заветные святыни некогда стольного града Владимира, самосудных Новгорода и Пскова, Смоленска, Устюга; там видите взятые: из Владимира - Владимирскую чудотворную икону Божией Матери и Спасителя во славе, даровавшего победу Боголюбскому; из Новгорода-икону Спасителя, писанную Мануилом; из Устюга - икону Благовещения Пресвятые Богородицы, спасшую город от каменной тучи; из Киева - икону Алимпиева письма: И. Христос с предстоящими и проч. Отечественные летописи нам передают, с какими слезами смольяне провожали в Москву свою чудотворную икону Одигитрии и с какой радостью встречали ее, когда великий князь Василий, по их умолению, возвратил им эту святыню. В московском соборе святынь русской земли, вместе с благоговением к ним, выразилась политическая мысль единодержавия, возникшая и утвердившаяся в средоточии русского мира - Москве18.

17 Как глубока в человечестве потребность освящать все дела и предметы своей жизни,- этому находим следы даже в мире языческом, где города имели свои охранительные божества.

18 По грубости нравов, в старину самое уважение к святым иконам выражалось иногда в грубых чертах. Так в Архангельской летописи находим следующий рассказ: Новгородцы в 1398 году, по взятии Устюга, разграбили священные сокровища собора и захватили в плен чудотворную, особенно чтимую там, икону Одигитрии, поставили ее в насад (лодку), но насад не трогался от берега Двины. «Тогда един Лапун стар вскочи в насад и связа икону убрусом и глаголя тако: никой полонник не связан на чужую землю не идет. И поидоша прочь». Карамз. Ист. Гос. Росс. V, пр. 117.

4. В каждом полку, даже и в роте, так как и на корабле, есть свой образ, всюду их сопровождающий. В артиллерии особенно чествуется препод. Сергий. Московская в Пушкарях церковь во имя препод. Сергия, сего ревнителя о благе отечества, прежде была первенствующей во всех полках артиллерийских; в нее производилось от них подаяние на церковное строение, но после третья часть сего дохода отделилась на Сергиевскую церковь в С.-Петербурге, на Литейной улице, именуемой также в Пушкарях19.

19 Путеводитель к древностям и достопамятностям московск. Г. Максимовича. М., 1792, III, с. 28 и 29.

В войске и полках на стягах, знаменах и хоругвях издревле изображаемы были лики святых, покровительству которых они поручались: то Спаситель, как на большом черном знамени в. кн. Дмитрия Донского, то святитель Николай с предстоящим ему в молении этим князем, то Иисус Навин, останавливающий солнце, то Михаил Архангел и победитель Голиафа Давид, то Божия Матерь, то Московские святители, то Логгин Сотник, «помощник всему роду московских Государей»20. При взятии Казани, в 1552 году, на святой хоругви написан был Иисус Христос, а вверху ее водружен животворящий крест, бывший на Дону с в. кн. Димитрием. Таким образом св. иконы на знаменах служили предводителями полков: ими означаемы были все их движения и положения (как у римлян signa), и самые полки назывались стягами21. С Петра I место св. икон на знаменах заступил Российский герб - двуглавый орел под тремя коронами.

20 Софийский временник под 1415 годом.

21 Поведание и сказание о Донском побоище, изд. И. Снегирева. М., 1838, в 8°.

Кому не известен древний христианский обычай святителей благословлять св. иконами великих князей и царей? По свидетельству царских выходов, в XVII веке духовные власти подносили государям образа на утро царского венчания, по случаю рождения царских детей, на светлой неделе22. Святителям подносили св. иконы настоятели монастырей, им подвластных. Таковы образа подносные.

22 Выходы царей и государей. М., 1844 г., в 4°.

Св. иконами цари и святители благословляли военачальников и воинства, ополчаемые на брань! Не вдаваясь вглубь древних времен, укажем только на близкие Москве примеры. 1654 г. мая 15 царь Алексей Михайлович отпустил с Москвы из соборной церкви в Вязьму против поляков чудотворную икону Пречистые Богородицы Иверские, которая принесена в царствующий град Москву от Парфения патриарха цареградского23. В поход против Стеньки Разина отправлен был чудотворный образ всемилостивого Спаса из Новоспасского монастыря, а в поход против крымцев образ св. победоносца Георгия из церкви сего великомученика, что в Ендовахг. В Троицком соборе Сергиевой лавры хранится в предалтарном иконостасе чудотворная икона Сергиева видения, писанная на гробовой доске чудотворца; ее брал себе путеводительницей в польский поход 1654 года царь Алексей Михайлович, а в 1709 г. Петр I на Полтавскую битву, увенчавшую его славной победой над шведами. В незабвенном 1812 году престарелый митрополит Платон, посылая эту святыню в напутствие императору Александру I, писал к нему в духе пророческом: «Пусть дерзкий и наглый Голиаф от пределов Франции обносит на краях России смертоносные ужасы; но кроткая вера, сия праща российского Давида, сразит внезапно главу кровожаждущей его гордыни. Се образ преподобного Сергия, древнего ревнителя о благе нашего отечества приносится Вашему Императорскому Величеству». Государь благословил московское ополчение изображением «святого поборника российских военных сил», которое, по изгнании врагов из России, возвращено в Сергиеву обитель. Этой же святыней в 1855 году благословил московский митрополит Филарет Императора Александра II на брань с тремя державами; по заключении мира, она возвращена на свое место24.

23 Повседневных дворцовых записок, II. 219.

24 Путеводитель из Москвы в Троицко-Сергиеву Лавру, сост. И. Снегиревым. М., 1856 г., в 8°.

Гробница Кутузова-Смоленского в с.-петербургском Казанском соборе осенена св. иконой Одигитрии Смоленской Божией Матери, сопутствовашей ему в великой войне против двадесяти языкд. Эта святая путеводительница напоминает нам чудесное сближение евангельских слов с отечественными событиями и даже с самыми числами времени. Августа 6, когда русские войска уступили Смоленск напору неприятеля, чудотворная икона Одигитрии Смоленской Божией Матери была вынесена из собора; при этом священник заключил молебен словами Евангелия от Луки: «пребысть же Мариам с нею яко три месяцы, и возвратися в дом свой»е. Ровно чрез три месяца, 6 ноября того же года, лик Богоматери взят был из 3-й пехотной дивизии и возвращен в ее смоленский дом25.

25 Московские ведомости 1813 г. № 26.

В жизни государственной и гражданской даваемо было св. иконам значение дипломатическое и юридическое. Они принимались иногда в поруки и свидетели при заключении мирных трактовок и при разрешении споров. Великий князь Василий Темный привел в поруки ненарушимости договора хану Улу Махмету чудотворный образ Николая Гостунского. Но когда Темный нарушил этот договор, тогда Улу Махмет обратился с жалобой на него к самому поручителю, как бы к живому. «Человек святой и праведный,- сказал лику святителя Улу Махмет,- ты был порукою и свидетелем нашего договора; видишь мою правду и неправду московского князя! Он первый напал на меня! Будь же мне заступником и помощником»! Хан пошел с малочисленным войском против московского многочисленного и одержал победу26. Никольский крестец, на Никольской улице в Москве, у церкви, теперь часовне, святителя Николая возобновляет в памяти нашей судебный обряд крестного целования, как присяги в спорных делах, когда в свидетельство правоты целовали крест и образ св. чудотворца Николая. Для русского православного снять образ со стены то же, что поклясться и побожиться. При размежевании земель в старину ходили с иконой по межам, но при спорах о земле «не велось, чтобы иноческому чину земля велети отводити с образом»27.

26 Так гласит рукописное сказание в селе Гостуни на Оке, Белевск. уезда. Оно изображено на доске в тамошнем Гостунском соборе.

27 Юридические акты. СПБ, 1835 г., с. 30 и 83.

При заключении с шведами Столбовского мира 1617 года, февраля 10, с русской стороны дан им, вместо поруки, список с Тихвинской иконы Божией Матери, находящейся ныне в московском Успенском соборе28.

28 История Российской Иерархии. VI, 384.

Нельзя, впрочем, не заметить, что при всеобщем, укоренившемся в русском народе иконопочитании, иногда стригольники, жидовствующие, немногие последователи Лютерова и Кальвинова учения покушались проповедывать иконоборство; но оно не привилось к русской душе. Это были случайные явления, которые скоро исчезали, не оставив следов по себе.

Таким образом, в нашем обозрении св. икон в жизни народной открывается ближайшее, догматическое их отношение к православию, к Церкви, к государству, селению и дому; вместе с тем, осязательное влияние на дух народа, на дела общественные, военные, гражданские и семейные. Неиссякаемым источником тому вера и благочестие, сближающие поклоняющегося с поклоняемым и земное с небесным.

Но как внутреннее значение иконописи соединено и с внешним, то в следующей статье перейдем к последнему.


Примечания редактора

Печатается по: Душеполезное Чтение, 1862, ч. 2, с. 400-423. Иван Михайлович Снегирев (1793-1868) - профессор Московского университета, автор многих работ по русской церковной и гражданской истории.

а Стэнли, Артур Пенрин (1815-1881)-деятель англиканской церкви, автор «Лекций по истории Восточной Церкви» (1861).

6 В канун праздника Богоявления, так называемый Крещенский Сочельник, в храме совершается великое освящение воды. Эта «богоявленская» вода пользуется особым почитанием, ее хранят в течение года, а порой и более. В самый день праздника, 6(19) января существовал обычай совершать крестный ход к источникам, рекам или озерам, где вода освящалась в проруби, именуемой «Иорданью», в память о реке, в водах которой Христос принял крещение от Иоанна Предтечи. Эта вода носила название «иорданской».

в Артос - хлеб (греч.) - «хлеб живота вечного», в форме большого кулича, поставляется и освящается в день Пасхи в царских вратах «в воспоминание славного Воскресения» Иисуса Христа. В Субботу Светлой (пасхальной) седмицы после литургии совершается раздробление и раздача артоса.

г На Балчуге; сохранилась до настоящего времени.

д Т. е. народов: армия Наполеона была многонациональной по составу.

 

е Лк. 1, 56.

В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ