Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы" на уральской земле
«Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиваться в беде и смуте… все вновь начинать «ни с чего»; из ничего создавать значительное, прекрасное, великое…и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета…»
русский философ Иван Ильин
Павлов Николай Борисович
Ведущий инженер-конструктор ОАО «Курганмашзавод, член Зауральского генеалогического общества.
Доклад на Первые Всероссийские Ильинские молодежные научно-богословские чтения ( 28-29 октября 2008г., г. Шадринск).
Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы" на уральской земле
(с.Частоозерье, г. Далматово, пос.Мишкино).
«И возвратилась в дом Свой...»
Лк. 1, 56
1. Значение иконы для Российского государства.
«Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиваться в беде и смуте… все вновь начинать «ни с чего»; из ничего создавать значительное, прекрасное, великое…и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета…»- писал великий русский философ Иван Ильин, которому и посвящена наша конференция.
Роль иконы и, прежде всего, чудотворной, в жизни человека, в истории России, в истории русской Церкви, русского искусства и литературы неоценима. Главная функция иконы молитвенная. Она сделалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Трудно перечислить все описанные в литературе чудеса, совершаемые чудотворными иконами. Силою Первообраза они излучают нетварный фаворский свет, останавливают стихийные бедствия (в т.ч. пожары: например, чудотворная Абалакская икона в г. Куртамыше). Они мироточат, плачут, темнеют (от предчувствия скорби), источают кровь. Иконы обновляются, являются людям в видениях, тонком сне, плавают по воде (местная икона Николая Чудотворца из с.Утятское), стоят в воздухе. Не горят в огне, погребенные под обломками обрушившегося храма (замечательный пример- икона Казанской Божией Матери, находящаяся в нашей Курганской епархии в с.Чимеево). Но, самое главное, иконы неожиданно являются нам при различных обстоятельствах: из-под земли, из воды, в ветвях деревьев или могут быть просто принесены другими людьми, избранными Богом. Этот случай и касается нашего повествования о Порт-Артурской иконе.
В наше время надо быть особенно внимательными к нашему прошлому, настоящему и будущему. Мы видим, как все чаще размывается понятие «русский», «русский человек». Некоторые современные идеологи, политики и телеведущие пытаются убедить нас в том, что у нашей страны должно быть процветание и благополучие в будущем, зачеркнув прошлое (а мы это уже проходили в 1917г.). Для многих из них кажется диким и примитивным обращение к опыту минувших лет, к поиску потерянных истин в лабиринтах родной истории, нашего великого и святого прошлого. Преступно забывать, что наша Родина-это Русь, Великая, Святая и многострадальная, Исповедническая. И всегда, в трудных испытаниях, выпадавших на долю России, незримо присутствовала и ощущалась Божия помощь и Заступничество Пресвятой Богородицы.(3).
История доносит до нас множество таких примеров, так в 1395 г. полчища Тамерлана повернули прочь от Москвы в день празднования иконы Владимирской Божией Матери. В день Рождества Богородицы состоялась Куликовская битва, в Рождество 1813 г. последний наполеоновский солдат покинул пределы Отечества. А вот пример из новейшей истории ХХ века. В 1941 г., когда немцы были уже под Москвой, по совету митрополита Гор Ливанских Илии (ему явилась в огненном столбе Богородица), Верховный Главнокомандующий приказал обнести крестным ходом списки чудотворной иконы Казанской Божией Матери вокруг стен блокадного Ленинграда, осажденной Москвы, а затем и Сталинграда. Враг везде был остановлен и разбит. (Стр.10. (1). Имеются свидетельства охранников, что И.В.Сталин перед наступлением 19 ноября 1942 г. в Сталинграде, ночью молился перед иконой Богородицы. (6) На суд истории было поставлено всё: накануне севернее Сталинграда, немецкий танковый корпус вышел на берега Волги - нефтяной артерии государства. В то время (1942 г.) под оккупацией фашистской Германии уже находилось около 40% населения (70 млн человек), заселенной территории, сельскохозяйственных и промышленных ресурсов (И.В.Сталин в своем знаменитом приказе №227 прямо признался в этом), т.е. положение было намного тяжелее , чем в Крымскую или Русско-Японскую войны. Тем не менее, была Великая Победа, а фашизм- повержен. Как не вспомнить здесь открытие в то время вновь церквей в СССР. «Разумеется, что не только обращение к религии и иконам помогло победить, главное – народ сплотился на основе своей исторической памяти, патриотизма и выдержал войну фактически почти со всей Западной Европой, а это ведь 400 млн. человек»- замечает историк Ю.Мухин.
Но есть примеры другого рода. Ужасающим равнодушием к православным святыням была отвергнута милость Божия в Крымскую войну 1855г., называемую еще войной «за ясли Господни» и Россия вынуждена была заключить позорный для неё мир. Подобная история произошла и в следующую, Русско-Японскую войну 1904-05 г.г. когда непослушание гласу Царицы Небесной привели к роковым последствиям на всё последующее столетие, а может быть, захватывает и настоящее время. Не будем забывать: в то время у либеральной публики, в частности студентов, считалось хорошим тоном посылать японскому микадо (императору) поздравительные телеграммы по случаю победы над русской армией в очередном сражении. Некоторые современные историки называют этот перелом начала века для страны: «русско-японский динамит». Но, несмотря на катастрофу 1917г., в памяти и сердцах православных России бережно сохранялась необыкновенная история святыни, предназначенной Провидением для оказания помощи русскому воинству в те далекие годы.
Таинственная и чудесная по своему происхождению икона, известная под названием «Торжество Пресвятой Богородицы», была предназначена для крепости Порт-Артур, в связи с чем получила второе имя: «Порт-Артурская икона Божией Матери». В литературе встречается и третье её название: православный писатель С.А.Нилус в книге «Великое в малом» упоминает её под именем образа Царицы Небесной «На двух мечах». В рассказах об этой необычной иконе чудным образом переплетаются народные предания и действительные факты, глубокая вера в Небесное Провидение и равнодушие к церковным святыням. (Стр.18; (2).
2. Краткая историко-культурологическая справка о чудотворной иконе «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской):
2.1. Написание Порт-Артурской иконы, её история с 1904 по 1938 г.г.
Вратница Дальневосточная– так с любовью называют эту икону Божией Матери: под ее особым покровительством находится российский Дальний Восток. В настоящее время наиболее точный список (копия) исторического образа «Торжество Пресвятой Богородицы», называемой еще «Порт-Артурской иконой Божией Матери», находится в управлении Владивостокской и Приморской епархии Русской Православной церкви Московского Патриархата.
В 1903г. накануне русско-японской войны Пресвятая Богородица явилась одному старому матросу Феодору, участнику обороны Севастополя, живущему в Бессарабии. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Богородица повелела написать свой образ и доставить его в крепость Порт-Артур, обещая свое покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии святой иконы в крепость. 11 декабря 1903 года ровно за два месяца до начала русско-японской войны этот благочестивый человек прибыл в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры и рассказал о своем чудесном видении монахам. Начался сбор пожертвований на написание образа. 10 000 богомольцев приняли участие в сборе средств, каждый вносил по 5 копеек (больше не брали). Так были собраны средства на краски и материал для иконы, за работу знаменитый мастер иконописи Павел Федорович Штронда ничего не взял. Образ был написан точно по описанию старика-матроса, копию которого вы можете видеть перед собой. Кроме того эмалированной вязью по периметру оригинала было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». На камне, изображенном лежащим у ног Богородицы иконописец П.Ф.Штронда оставил свой автограф. Размеры иконы без рамы составляли 1,7 аршина (около 124 см) в высоту и 1 аршин 1,5 вершка (около 77 см) в ширину. По другим данным: высота 124, но ширина значительно больше -82см. Стр.76 (2). Современные искусствоведы относят стиль письма Порт-Артурского образа к российской романтической иконописи начала ХХ века.
История донесла до нас единственную сохранившуюся черно-белую фотографию оригинала иконы датируемую 1904г. Известно так же: «Образ был написан на золотом чеканном фоне»- сообщал в 1904 г. читателям журнал «Русский паломник». (Стр.13; (3). Что же нам только возможно исследовать сейчас: это измерить пропорцию (отношение ширины к высоте иконы) на сохранившейся фотографии оригинала, что составляет 0,66. Вот наверное и все, что мы знаем о первом списке (оригинале) образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской).
В феврале 1904 года началась война с Японией. В августе по железной дороге икона была доставлена во Владивосток, где ее встречал Владыка Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский). Далее святой образ был временно помещен в Успенском Кафедральном соборе Владивостока. Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие тем, что икона не доставляется в Порт-Артур. Задержка с доставкой была вызвана объективными причинами: отсутствием свободных кораблей и активными военными действиями в осажденном Порт-Артуре. Было сделано несколько фотокопий и написана небольшая копия масляными красками на дереве. После нескольких неудачных попыток отправить копии иконы по морю и по суше доставить подлинную икону взялся один славный офицер – Николай Николаевич Федоров: 50-летний отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в 1904 году – делопроизводитель Императорской охоты. Он из газет узнал о судьбе Порт-Артурской иконы и решил взять на себя трудный и опасный подвиг – доставить означенную икону к месту назначения. Его духовник отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение. В утешение жителям Владивостока осталась копия иконы в натуральную величину, писанная на медной доске (была и такая! Прим.авт.) масляными красками. (стр.26; (3). Но до Порт-Артура икона доставлена не была, а оказалась в ставке Главнокомандующего генерала Куропаткина в Манчжурии. К этому моменту Порт-Артур был уже сдан, а Россия потерпела поражение. Известно письмо Свт. о.Иоанна Кронштадтского: «Вождь нашего воинства А. Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим». (С начала главы 2.1. (4 ).
Далее: 26 мая 1905 г., во Владивостокский кафедральный собор была внесена икона Порт-Артурская, возвращенная из действующей армии. Есть факты, что икона, пронесенная крестным ходом помогла обуздать революционные бесчинства во Владивостоке 30-31 октября 1905г. (12). После войны икона «Торжество Пресвятой Богородицы постоянно находилась в Успенском кафедральном соборе г.Владивостока., который в 1932 году был закрыт, а в 1938-взорван. Следы же чудесного образа (оригинала) после разрушения храма затерялись… (Стр.224,282; (2).
Известен еще один факт дореволюционной истории образа, нам курганцам, наиболее интересный. В Порт-Артуре погиб в десанте герой Русско-Японской войны, капитан 2-го ранга А.В. Лебедев. Узнав о смерти брата, его сестра А.В. Андерсин-Лебедева сделала две попытки отправить небольшой список Порт-Артурской иконы, у неё бывшей, в осажденный город. Но все они не увенчались успехом. (стр.31; (3). Тогда Андерсин-Лебедева попросила пришедшего к ней попрощаться полкового священника отца Алексия (Агаева), отправлявшегося в Маньчжурию, доставить имеющийся образ в Порт-Артур. Батюшка икону взял, но вскоре Анастасия Васильевна узнала из газет о кончине о. Алексия по дороге в Маньчжурию. (стр.255. (2). Как известно, единственный путь Транссиб пролегал в то время через территорию нынешней нашей Курганской епархии, можно предположить, что если священник скончался в нашей местности, то и икона должна находится где-то поблизости. Далее к этому вопросу мы ещё вернемся.
2.2. Обретение списка Порт-Артурской иконы в Иерусалиме.
После революции в России икона была утрачена, и «случайно», именно эта икона (или список) с Порт-Артурской иконы был обнаружен в 1998 году в одном из магазинов Иерусалима в районе Лифостротона (ул.Виадолороза или Крестного Пути Спасителя в Старом городе Иерусалима. Прим. авт.), куда заглянули паломники из Владивостока (стр.32; (3).
Насколько приморцам удалось выяснить, российская святыня попала в Израиль из Гонконга от русских эмигрантов. Скорее всего, она принадлежала существовавшей там некоторое время православной общине и была выставлена в витрине лавки уже более четырех лет. Это объясняется тем, что неопытный глаз арабов, католиков и греков принимал сей образ за копию иерусалимской иконы «Святой Вероники», изображенной также с платом Спаса Нерукотворного. Первую экспертизу иконы провела инокиня Горнинского женского монастыря Наталия, бывший сотрудник Третьяковской галереи. Она подтвердила, что икона- не современная подделка. С помощью российских православных монастырей, находящихся в Израиле, игумении Георгии удалось собрать требуемую сумму, а российские дипломаты помогли оформить все документы на вывоз святыни. Наконец, 6 мая 1998г, в день святого Георгия Победоносца, икона «Торжество Пресвятой Богородицы» прибыла в свой город. Но, как и в старые времена, владивостокцы не знали о прибытии к ним святыни и не было устроено подобающей ей встречи, так как пастыри правильно не были полностью уверены в подлинности иконы. Её размеры на полсантиметра отличались от размера подлинника.( по другим данным: ширина оригинала 82 см, т.е. разница еще больше- 6 см. Прим.авт.).Стр.76(2). Длительные годы скитаний вне России не прошли для иконы бесследно; утрачены роспись в нижней части образа и фрагменты письма по золоту, а само дерево списка оказалось изъеденное жучком. (стр.284,285; (2). Для реставрации требовались специалисты высокого класса и они нашлись. Работы над иконой велись в церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии (Троице-Сергиева Лавра). В настоящее время Порт-Артурская святыня вернулась в Владивосток. (стр.286; (2).
При паломничестве на Святую Землю в мае 2008г., автор так же посетил эту арабскую антикварную лавку, но уже ничего интересного из иконописи не обнаружил. Я беседовал с игуменьей Горнинского монастыря в Иерусалиме - Георгией и выяснил некоторые подробности обретения Владивостокского списка. Инокини же Наталии в монастыре тогда уже не было. Вообще, руководство Русской Духовной миссии в Иерусалиме хорошо осведомлено об истории Порт-Артурской иконы и нашей Курганской епархии в целом. Зам. начальника миссии игумен Феофан (Лукьянов) принял нас и подробно расспросил об наших находках икон, остановился также на состоянии родового храма Капустиных в с. Батурино, Шадринского района. Всем русским монастырям на Святой Земле, наряду с другой епархиальный литературой, мы пожертвовали альманах «Звонница » с очерком о наших замечательных Порт-Артурских образах и историей Курганского кафедрального собора Свт. Александра Невского.
2.3.Современное прославление образа.
Вот только сейчас, в наше время, началось настоящее прославление
образа «Торжество Пресвятой Богородицы»,а ведь прошло более 100 лет
с момента явления Богородицы матросу и написания иконы.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
благословил внесение празднования в честь Порт-Артурской иконы
Божией Матери в месяцеслов официального календаря Русской
Православной Церкви. Указание о данном праздновании
включено в календарь начиная с 2009 года с формулировкой:
"16/29 августа. Иконы Божией Матери "Торжество Пресвятой Богородицы"
(Порт-Артурская), 1904". (8). В Екатеринбурге, Владивостоке
и некоторых других городах заложены храмы в честь
Порт-Артурской иконы.
Ввиду почти полного отсутствия в стране настоящих исторических списков образа, выполненных до 1917 года, сейчас иконописцы массово выполняют заказы на современные копии (новоделы). В основном Порт-Артурскую икону заказывают епархии Дальнего Востока, Вооруженные Силы России, в особенности флотские корабельные экипажи. Знаменитый российский иконописец, священник Михаил Самуилович Осипенко (1922-2006г.г.) первым написал новый список этой известной иконы, где перспектива: золото-чеканная. (стр.35;(3). Пишут списки иконописец Патриархии из Палеха: Стефан. (9) и многие другие иконописцы.
Замечательная художница из Хабаровска: Ирина Геннадьевна Хромова (Павлишина) так же подвижнически работает над этой темой. Написанные ей иконы находятся в городах российского Дальнего Востока: Благовещенске, Хабаровске, в с. Ленинском, Еврейской АО и даже в православном храме Токио. В Петропавловск-Камчатский, в Никольский храм, окормляющий базу атомных подводных крейсеров, икона была пожертвована вместе с уникальным драгоценным киотом, выполненный её отцом: Г.Д.Павлишиным. Народный художник России, Почетный гражданин г.Хабаровска, русский патриот Павлишин Геннадий Дмитриевич работает в сложнейшем жанре драгоценной флорентийской мозаики, труды его имеют мировое признание. Японцы неоднократно предлагали ему работу на любых условиях, но безуспешно, зато художник в 2002г. изготовил уникальный мозаичный киот для Владивостокского списка. По благословлению духовника, настоятеля хабаровского храма Свт. А.Невского о.Сергия (Мещерякова), Г.Д.Павлишин выполнил мозаичный образ Порт-Артурской иконы. Сей образ безвозмездно пожертвовал им в часовню Свт. Виктора-воина (выстроенную им же), находящуюся на самой границе России с Китаем, на Большом Уссурийском острове под Хабаровском, рядом с пограничной вышкой. Благодаря общему интересу к Порт-Артурской иконе я заочно познакомился с этими замечательными людьми и даже получил от них посылку с фильмами и материалами о знаменитой иконе.
Привожу неполную географию Крестных ходов с современными списками (новоделами) Порт-Артурской иконы:
Весной 2003 г. икона была провезена покаянным Крестным ходом, посвященного 100-летию явления дивного образа от Санкт-Петербурга до Порт-Артура, через всю Россию, всего за две недели. В День Победы 9 мая 2003 г. была совершена панихида и затем крестный ход на месте упокоения русских воинов в Порт-Артуре., затем был отслужен благодарственный молебен в русском посольстве в Пекине.
В мае 2003 г. икона приняла участие в крестных ходах по случаю празднования 300-летия Санкт-Петербурга.
По благословению оптинских иеромонахов образ побывал в Португалии, в десятках святых мест Сербии: храмах, монастырях, обителях. Крестный ход прошел по Белоруссии, Украине, Крыму, Северному Кавказу. В августе 2003 г. икона участвовала в крестном ходе в Приморье, была провезена на яхтах вдоль дальневосточного побережья России.
9 мая 2004 г., в День Победы, икона, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, приняла участие в торжественном праздничном шествии по Красной площади в Москве. (стр.34-41. 3.).
Со списком иконы боевой сторожевой корабль «Магаданец», впервые за 20 последних лет в нашем военно-морском флоте, прошел Великим Северным Морским путем из Калининграда на Камчатку (5).
В марте 2008г. в Кургане была промежуточная остановка грандиозного Крестного хода «Под звездой Богородицы», посвященного историческому объединению РПЦ. Это был один из 8 крестных ходов, которые сошлись в Москве 10 июня 2008г. Участники вышли из Владивостока, Якутска, Барнаула, Ростова-на Дону, Санкт-Петербурга, Архангельска, Афона (Греция), Иерусалима (Израиль). Во всех Крестных ходах несли списки образа «Порт-Артурской Божией матери».
3. Изучение вопроса о созданных до 1917 года списках (копиях) иконы.
Слово исследователям: Иеродиакон Иннокентий (Ерохин), Владивостокская епархия: «О копиях Порт-Артурской иконы сегодня мало что известно. Розыском икон занималась Нелли Григорьевна Мизь и другие приморские краеведы, искусствоведы и клирики. Мы знаем, что во Владивостоке оставалась копия, писаная на медной доске. Другая была сделана на дереве, но в меньших размерах, чем оригинал. Кстати, в Церковноархеологическом кабинете Московской Духовной академии находится уменьшенная копия Порт-Артурской иконы, которая в основных чертах похожа на обретенный образ, но есть и отличия. Самое главное - на этой копии отсутствует дарственная надпись от святых обителей Киевских. В этом можно убедиться, если посмотреть журнал военно-морского флота «Морской сборник» № 2 (1767) за 1994 год». (7). Как мы видим, о сохранившихся списках иконы до 1917 года владивостокским специалистам ничего не известно, убежден, что они настойчиво и усердно искали, сомнений никаких нет. Значит если не нашли, то иконы просто не сохранились до наших пор или, что вероятнее всего, они просто не открыты для общественности и не описаны в специальной литературе. В некотором роде мы попытаемся восполнить этот пробел.
Здравствуйте,господа!
Смиренно предлагаю Вам литературную часть моего почти законченного
исследования "Ч. 1-2. ПРАВДА О ПОРТ-АРТУРСКОЙ ИКОНЕ". Это только небольшая
часть всего труда,не вошли: фильмы,документы, фото,доказ-ва. По эл.почте
все передать невозможно. Окончание будет только на Пасху 2012г.открытие
(освящение) храма П-А иконы в Кургане.Я решил не ждать. На основе этого
труда к открытию церкви возможно выйдет книга тиражем 1-2 тыс. экз.
Инструкция:
Представляют собой главы: файлы в "Ворде",заархивированные в zip.(объем
562,7 Мбт.) Необходимо перейти по ссылке http://files.mail.ru/V5LVDZ и
нажать кнопку скачать. Время скачивание не малое: около 15 мин. Скачанный
один файл zip в нужную папку на Вашем комп-ре,далее необходимо
разъархивировать. Возможно,каждая глава будет требовать пароль,но это не
страшно:
1. Жать "только чтение" или:
2. Правой кнопкой мыши кликнуть на всю корневую папку,найти графу
"свойства" ,кликнуть и поставить галочку на разделе "только чтение". Все
вложенные папки будут доступны для простого чтения (не редактирования).
Убедительно прошу сообщить мне об приеме и открытии файлов данного труда.
Приложение: Святейший Патриарх Кирилл с панагеей,изображающюю П-А икону.
Желаю успешного чтения!
Спаси Господи.
Автор Николай Борисович Павлов,инженер,ныне пенсионер,г.Курган. Повторяю
ссылку: http://files.mail.ru/V5LVDZ